Земельный контроль органами местного самоуправления

5/5 (4)

Земельный контроль – это деятельность уполномоченных органов, которая обеспечивает соблюдение норм земельного законодательства, требований по охране и использованию земельных участков.

Муниципальный земельный контроль играет важную роль в сфере сохранения, правильной эксплуатации, а также предотвращения совершения противозаконных деяний в отношении земельных ресурсов: загрязнения, своевольного захвата, осуществления самовольных застроек.

Обратите внимание! Особую роль земельный контроль играет в предотвращении ситуаций злоупотребления при переводе земельных участков из одной категории в другую. Особенно тщательно муниципальные органы относятся к сельскохозяйственным землям.

Кто осуществляет муниципальный земельный контроль

Производство земельного контроля входит в полномочия местного органа власти. По действующему законодательству местная власть обладает широкими полномочиями в области надзора за использованием земли в пределах своего муниципального образования.

Это дает им право на проверку использования земельных участков, которые относятся не только к муниципалитету, но и к федеральным землям, а также принадлежащим частным лицам.

Для выполнения мер по государственному регулированию происходит сотрудничество федеральной и местной власти, в частности совместный анализ, а также осуществление некоторых экспертиз.

Служебные нормативно-правовые акты в сфере рационального использования земельных ресурсов содержат в себе сведения о том, что должностные лица, осуществляющие контрольные функции в сфере использования земли, могут занимать определенные должности:

  • первый заместитель руководителя администрации – является главным земельным инспектором муниципалитета;
  • сотрудники отдела по управлению муниципальным имуществом и торговлей – выступают в роли местных инспекторов;
  • руководитель вышеназванного отдела – является заместителем главного муниципального инспектора.

Механизм общественного контроля проявляется в производстве неких контрольных мероприятий общественными организациями по проверке правомочности издания исполнительными властями и муниципалитетом решений в отношении интересов граждан и представителей мелкого бизнеса, а также обеспечении исполнения указаний по использованию земель и охране территорий.

 Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году.

В определенных случаях организации, действующие на общественных началах, могут быть наделены полномочиями по производству самостоятельного контролирования использования земли, которое производится одновременно с государственным контролем либо работает, дополняя его. Например, может иметь место совместного проведения общественной экологической экспертизы.

Тем не менее, список полномочий контролирующих объединений общественного толка в сравнении с правами государственных структур достаточно мал.

Например, таким организациям нельзя: инспектировать земли, которые находятся в пользовании, проверять соответствующую документацию для осуществления экспертиз, предпринимать действия по выдаче лицензий, выдавать обязательные для выполнения сторонами предписания.

Существенную роль при выполнении действий по общественному контролю играют действия, которые осуществляют внештатные инспекторы, имеющие выданное им компетентными органами удостоверение, правомочные на осуществление инспектирования правильного использования земельных участков.

  • В иных случаях полномочия в рамках общественного контроля зависят от того, какие существуют ограничения в отношении прав владельцев конкретных земельных участков, существования коммерческой либо государственной тайны, действующих норм земельного контроля.
  • Самым простым и надежным способом общественного контроля является право граждан подавать претензии и ходатайства об исполнении конкретных норм закона, регулирующих эксплуатацию земель, в административные органы и суды.
  • Кроме того, они имеют гарантированное право защищать права и интересы потерпевших путем обращения в органы государственной и муниципальной власти.
  • Посмотрите видео. Земельный контроль:

Задачи МЗК

Основной миссией муниципального контроля является контролирование выполнения разными субъектами гражданских правоотношений следующих действий:

  • установления режима использования земель в соответствии с их целевым назначением;
  • охраны законного использования земельных участков;
  • установления временных отрезков по освоению земель при их закреплении в федеральном законодательстве;
  • соблюдения норм градостроительства, принятых в отношении использования земельных участков;
  • соблюдения предписаний касательно использования земли, а также искоренения нарушений, проявившихся в рамках эксплуатации земли, которые были выписаны определенным инспектором;
  • установления ограничений в рамках использования участков, которые принимаются местными властями во исполнение каких-либо общегосударственных либо общественных интересов, а также для гарантии безопасности населения Российской Федерации и в других случаях, указанных в земельных нормативно-правовых актах.

 Как составить исковое заявление в суд по земельным вопросам?

В функции муниципального контроля входят:

  • предотвращение самостоятельного захвата участков земли;
  • сохранность и восстановление плодородного слоя почвы при использовании участков, участвующих в производственных работах;
  • осуществление мероприятий по предотвращению порчи состояния земли, предупреждение вредного влияния на экологическую обстановку при эксплуатации земли в различных отраслях сельского хозяйства и иной деятельности;
  • выполнение действий по препятствию возникновения земельных нарушений в рамках процесса облагораживания земель и при осуществлении разных видов деятельности в границах определенного населенного пункта.

Учтите! Результатом действий по муниципальному контролю за использованием участков являются действия:

  • обнаружение невыполнения предписаний нормативной базы, установленной на территории Российской Федерации, и различных муниципальных норм либо вынесение подтверждения того, что нарушений нет;
  • в случае выявления обстоятельств, говорящих о существовании нарушений в области административного права, предоставление соответствующего документа компетентным органам для выдвижения вопроса об административных санкциях.

Контролирование эксплуатации земли, осуществляемое муниципальными органами, производится с помощью проверок исполнения гражданами, компаниями, представителями частного бизнеса и должностными лицами нормативных требований, установленных нормами права в сфере использования участков земли.

Статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что право на владение землей может появиться при наличии конкретных оснований, установленных правилами федеральных нормативно-правовых актов. Такие участки должны пройти регистрацию, регламентированную Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Статья 42 Земельного кодекса требует от владельцев участков земли выполнения следующих обязанностей:

  • использование участков по их целевому назначению и отнесение их к конкретной категории методами, которые допускают нормы права, а также не наносящими вреда экологии, в частности земле как природному объекту;
  • поддержка в сохранности межевых, геодезических и иных особых знаков, присутствующих на территории участка во исполнение нормативных правил;
  • выполнение требований, нацеленных на охрану земли, лесного, водного фонда и иных ресурсов, включая действия по соблюдению норм, которые требует пожарная безопасность;
  • старт использования участков земли в оговоренные сроки, если они зафиксированы в условиях договора;
  • регулярное выполнение платежей за земельные участки;
  • следование при использовании земли установлениям, которые включают в себя технические нормы;
  • избегание загрязнений, мусора, порчи качества и плодородности земель на участках с конкретной категорией;
  • выполнение других требований, установленных нормами земельного права.

Внимание! Осуществление мер по контролированию землепользования и охраны земли гарантирует соблюдение норм действующего земельного права, установление которых вызвано важностью предотвращения нарушений в земельной сфере.

Какие полномочия имеет

Органами, которые занимаются муниципальным земельным контролем, являются администрации районов, городов и поселений.

Для выполнения функций контроля могут быть учреждены самостоятельные юридические единицы в форме учреждений или отделов в структуре администрации.

Полномочиями органов, выполняющих функции муниципального контроля, являются:

  • недопущение незаконного захвата земельных участков, неправомерных соглашений с участками земли по уступке права пользования и мены;
  • надлежащее оформление права аренды участков земли лицами, которые используют их в рамках бессрочного пользования;
  • соблюдение правил использования земли в рамках ее целевого назначения;
  • необходимость приведения земель в первоначальное состояние после осуществления работ;
  • контролирование присутствия знаков, которые установлены на межевых границах участка;
  • наблюдение за обязательным осуществлением действий по восстановлению плодородности почвы после окончания технических, строительных и прочих работ на участке земли.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Порядок осуществления процедуры

Земельный контроль органами местного самоуправления

Местный контроль может осуществляться в виде инспекторских проверок, проводящихся в рамках установленных планов работ. Основанием для проведения таких мероприятий является указание руководителя органа местного самоуправления.

Исключением будут ситуации непосредственного нахождения инспектором достаточных сведений для оформления заключения о нарушениях норм земельного права.

Стандартная проверка выполнения физическими и юридическими лицами земельного законодательства в соответствии с нормативами осуществляется не чаще, чем раз в два года.

Производство внеплановой проверки осуществляется при наличии серьезного повода:

  • в случае нахождения достоверных сведений, которые подтверждают факт нарушения земельных норм;
  • для проверки правомерности исполнения всех предписаний для устранения нарушений законодательства в сфере земельного права;
  • в ситуации, когда государственные или муниципальные органы, физические или юридические лица обладают доказательствами, которые подтверждают факты нарушения земельных норм.

 Как составить жалобу на соседа по земельному участку в администрацию?

Результаты проверок

Земельный контроль в рамках муниципального образования применительно к гражданам, компаниям и государственным органам производится уполномоченными должностными лицами. Специалистам администрации предоставляются особые удостоверения, которые подтверждают их полномочия.

После производства проверки должен быть оформлен особый акт, указывающий на наличие или отсутствие нарушений. Если неправомерные действия найдены, то к специальному акту прикрепляется предписание об устранении найденных нарушений с указанием конкретных временных рамок.

Те лица, которые совершили нарушение, несут ответственность в рамках регламента, принятого муниципалитетом.

Оформление акта

Итогом производства земельного контроля муниципального уровня должен стать соответствующий акт, куда вписываются сведения о наличии вины лица, а также о привлечении его к мерам административной ответственности.

Важно! Муниципальный контроль предполагает по итогам проверки создание акта, содержащего следующую информацию:

  • дату, место создания и учетный номер документа;
  • учетный номер акта муниципалитета;
  • сведения о должностном лице, которое оформляло документ;
  • о понятых и иных лицах, которые присутствовали при осмотре территории;
  • сведения об участке земли;
  • о лице, которое пользуется контролируемым участком, а также его пояснения;
  • подписи всех сторон проверочного мероприятия.
Читайте также:  Попал в дтп без осаго, как правильно действовать?

Как дополнительные доказательства к акту могут быть приложены фотографические таблицы, замеры территориальной площади и любые другие доказательства, которые смогут подтвердить или опровергнуть существование правонарушений.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец акта проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя:

Земельный контроль органами местного самоуправленияЗемельный контроль органами местного самоуправленияЗемельный контроль органами местного самоуправления

Последствия неустранения нарушений

Если виновник нарушения не исполнил предписание в течение тридцати дней, ведомство должно передать уведомление об этом в органы субъекта Российской Федерации и исполнительный орган местной администрации, которые после этого вправе подать иск в судебную инстанцию для изъятия участка земли и последующей ее реализации на конкурсной основе.

В некоторых случаях надзорный орган направляет административному органу собственное предложение в форме доклада по вопросу устранения правонарушений, а также ликвидации причин их появления. Кроме того, надзорное ведомство должно проинформировать компетентные учреждения об уже предпринятых мерах.

  1. Виновные лица вправе оспорить принятое решение в судебном порядке посредством подачи претензии на действия специалиста надзорной инстанции.
  2. Посмотрите видео. Муниципальный земельный контроль осуществлять обязаны:

Земельный контроль органами местного самоуправления Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

  • 8 (499) 322-73-27
  • Москва, Московская область
  • 8 (812) 507-82-87
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
  • 8 (800) 551-71-02
  • Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Источник: https://potreb-prava.com/nedvizhimoe-imushhestvo/zemlya/zemelnyj-kontrol-organami-mestnogo-samoupravleniya.html

Муниципальный земельный контроль

Собственнику или иному владельцу земли, границы которой незаконно нарушили, придется отстаивать свои права. Прежде всего, стоит обратиться в органы местного самоуправления, которые ведут муниципальный земельный контроль за недопущением самовольного занятия земель.

О принципах организации и ведения муниципального земельного контроля говорится в ЗК РФ

В соответствии с положениями статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением требований закона в указанной сфере. Такие структуры:

  • отслеживают, как требования в отношении объектов земельных отношений выполняют госорганы и органы местного самоуправления, юридические лица, ИП и граждане;
  • инициируют привлечение нарушителей к административной и иной ответственности.

Осуществлением муниципального земельного контроля занимаются органы местного самоуправления:

  • городского округа – в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах этого округа;
  • городских поселений – в отношении объектов, расположенных в границах поселений;
  • муниципального района – в отношении объектов на межселенной территории муниципального района, а также в отношении объектов в границах сельских поселений, которые входят в состав этого района.

Законами  городов федерального значения как субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов.

Так, на территории города Москвы данные функции осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (постановление Правительства Москвы от 14 июля 2017 года № 468-ПП).

На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим процесс муниципального земельного контроля, является Федеральный закон № 294-ФЗ от 6 июня 2019 года. Положения данного закона распространяются, в частности, на проверки с участием граждан-собственников или иных обладателей участков.

Помимо данного закона, на уровне каждого субъекта РФ утверждаются регламенты, порядки и иные нормативные документы о муниципальном земельном контроле, регулирующие:

  • сроки проведения мероприятий,
  • полномочия должностных лиц,
  • права и обязанности сторон при проверках,
  • порядок проведения контроля.

Так, в Московской области постановлением № 400/17 в редакции от 22 апреля 2019 года утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области.

В рамках муниципального земельного контроля проводят внеплановые проверки

Ответственность за нарушение законодательства в сфере земельных отношений, в том числе за самовольное занятие земли, установили в главе 7 КоАП. При обнаружении факта незаконного занятия границ участка собственнику либо иному законному правообладателю необходимо обратиться в один из вышеупомянутых органов местного самоуправления с соответствующим заявлением.

На основании заявления уполномоченный орган проводит внеплановую документарную либо выездную проверку.

Предметом документарной проверки являются:

  • правоустанавливающие документы;
  • акты предыдущих проверок при их наличии;
  • иные материалы, которые есть в распоряжении должностного лица либо уполномоченного органа.

Если достоверность сведений в документах вызывает обоснованные сомнения, или эти сведения не позволяют оценить выполнение установленных норм, должностные лица направляют в адрес гражданина запрос с требованием представить иные документы, необходимые для рассмотрения в ходе проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения руководителя органа муниципального земельного контроля.

В определенных случаях должностными лицами уполномоченных органов организуется выездная проверка. Предметом выездной проверки в рамках муниципального земельного контроля являются:

  • сведения, которые содержат документы гражданина;
  • состояние используемых им участков;
  • меры, которые гражданин принимает во исполнение требований земельного законодательства и местных подзаконных актов.

Выездная проверка всегда проводится по месту нахождения участка. Выездная проверка проводится, если при документарной не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах гражданина;
  • оценить соответствие использования участка требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в области использования земель.

Выездную проверку проведут, даже если гражданин или его представитель отсутствуют. Перед проверкой уполномоченный орган своевременно направит извещение о необходимости прибыть на место. Извещение направляют:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • повесткой с уведомлением о вручении;
  • телеграммой;
  • иными средствами связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Кроме того, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятия.

Если в ходе земельного контроля выявили нарушения, их фиксируют в специальном акте

После проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля составляют акт о ее итогах. Если выявили нарушение требований, в акте указывают информацию о наличии признаков выявленного нарушения. Акт должен содержать:

  • дату, номер, место и время его составления;
  • время начала и окончания проверки;
  • фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт;
  • номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о проведении проверки;
  • данные о понятых, присутствовавших при проведении проверки, если понятые присутствовали;
  • данные о других лицах, которые присутствовали при проверке;
  • сведения об участке, на котором проводили проверку;
  • сведения о лице, которое использует данный участок;
  • выводы о результатах проверки и о выявленных нарушениях требований законодательства в сфере землепользования;
  • подписи всех участвовавших лиц.

Материалы проверки должны содержать документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о месте и времени ее проведения.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Акт оформляют непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах.

Один экземпляр с копиями приложений вручают гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом.

В случае отсутствия гражданина или его представителя, а также в случае отказа от подписания акт направляется гражданину или представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений к акту проверки прилагаются:

  • фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка;
  • иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.

Если при внеплановой проверке выявили нарушение требований закона, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта направляют его копию:

  • в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию либо
  • в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора, если такое подразделение отсутствует.

Обязательно указывают информацию о наличии признаков выявленного нарушения.

Копия акта направляется:

  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля;
  • на бумажном носителе, если в электронном виде отправить нельзя.

В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления копии акта орган надзора обязан в пределах своей компетенции:

  • рассмотреть указанную копию,
  • принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в его возбуждении,
  • направить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля.

Копию решения направляют также в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица надзорного органа. Если это невозможно, документ отправляют на бумажном носителе.

Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день данный порядок регулируется постановлением Правительства РФ № 1515 от 26 декабря 2014 года.

Читайте также:  В какой суд подавать иск о взыскании денежных средств?

Нарушителя к ответственности привлекает должностное лицо надзорного органа (постановление Правительства № 1 от 2 января 2015 года).

Должностные лица надзорного органа на основании поступивших к ним материалов проверки со стороны отдела муниципального земельного контроля имеют право:

  • выдавать предписания об устранении нарушений. Форму предписания утвердили приказом Минэкономразвития № 851 от 26 декабря 2014 года;
  • одновременно с этим выносить постановление о назначении административного наказания.

На сегодняшний день данным органом является Росреестр. Должностные лица территориальных органов управления Росреестра имеют право проводить внеплановые проверки обладателей участков, если при проверке без взаимодействия с собственником (компанией либо ИП) выявится, что:

  1. Реальная площадь участка не соответствует площади, указанной в ЕГРН.
  2. Есть отклонение в местоположении характерной точки границы участка тому, что указано в ЕГРН. Причем выявили расхождение на величину, превышающую значение точности определения координат таких точек, установленное приказом Минэкономразвития № 90 от 1 марта 2016 года.
  3. Есть несоответствие в использовании участка целевому назначению сообразно категории и/или виду разрешенного использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
  4. Отсутствуют капитальные объекты, не ведутся строительные работы, хотя участок предназначен для жилищного или иного строительства, а обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (приказ Минэкономразвития РФ от 9 января 2018 года № 7).

Муниципальный земельный контроль осуществляют планово

Помимо внеплановых проверок участков существуют и запланированные мероприятия по муниципальному земельному контролю за соблюдением законодательства в сфере земельных правоотношений.

Росреестр проводит плановые проверки в соответствии с ежегодным планом, который утверждает орган государственного земельного надзора. Ежегодный план:

  • подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры,
  • разрабатывается в отношении каждого субъекта РФ.

Сотрудники ведомства при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Формы утверждены приказом Росприроднадзора № 447 от 18 сентября 2017 года.

Предмет такой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода (постановления Правительства РФ № 806 от 17 августа 2016 года, № 1 от 2 января 2015 года).

Росреестр проводит проверки использования участков в зависимости от присвоенной категории риска:

  • для категории среднего риска – не чаще 1 раза в 3 года;
  • для категории умеренного риска – не чаще 1 раза в 5 лет.

В отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов надзора (Федеральный закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года). Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Чтобы избежать применения из года в года растущих санкций в виде штрафов либо вообще не лишится законных прав, обладателю участка необходимо заблаговременно проверить:

  • правильность установления границ;
  • соблюдение интересов собственников смежных участков;
  • правильность использования земли с точки зрения территориальной зоны, категории и вида разрешенного использования.

Особое внимание на данные факторы стоит обратить при осуществление сделки купли-продажи участка. Рекомендуется:

  • сверить границы и конфигурацию с данными публичной кадастровой карты;
  • сделать запросы в территориальные управления Росреестра;
  • при необходимости обратиться в органы, уполномоченные на решения земельно-имущественных вопросов.

За работой органов власти осуществляют общественный контроль

На сегодняшний день, помимо государственного, существует также общественный контроль за соблюдением земельного законодательства. Данный контроль осуществляют:

  • граждане,
  • общественные объединения,
  • иные негосударственные некоммерческие организации.

Контроль проводится в отношении госорганов и местных органов власти. Его целью являются проверка, анализ и общественная оценка актов и решений, которые издают эти органы (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ).

Проведение контроля регулирует Федеральный закон от № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года.

Данный контроль может осуществляться, например, в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы, общественных обсуждений или публичных слушаний, по результату проведения которых, вносятся предложения о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Источник: https://www.law.ru/article/22482-munitsipalnyy-zemelnyy-kontrol

Муниципальный земельный контроль в 2019 году: положение и постановление, осуществление, порядок проведения, план проверок, выполнение предписаний | Земельный эксперт

15842

статьи:

Основные понятия муниципального земельного контроля

В соответствии с Федеральным законом №234-ФЗ от 21.07.2014 в ст. 72 ЗК РФ были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль.

Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут административную или другую ответственность, с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

Муниципальный земельный контроль в 2017 году осуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

Требования к контролируемым объектам земельных отношений

В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

Порядок муниципального земельного контроля

Руководствуясь законопроектами регионов, такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получают право на осуществление муниципального контроля в рамках землепользования, поскольку эти населенные пункты являются самостоятельными объектами.

Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки, где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган госнадзора.

Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ.

Результаты проверки

Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами.  Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков. В свою очередь, лица, совершившие правонарушение, несут ответственность согласно регламенту, предписанному муниципалитетом.

В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

Последствия неустранения нарушений, указанных в акте

Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок, ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке путем подачи жалобы на действия сотрудника надзорной комиссии.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Контроль со стороны муниципалитета представляет собой действия, предназначенные для определения и дальнейшего устранения нарушений в сфере землепользования муниципальными наделами.
  2. Данные функции муниципального аппарата установлены в рамках земельного законодательства и группы федеральных актов.
  3. Надзор устанавливается в отношении государственных и муниципальных органов, частных лиц и организаций.
  4. Отдельными территориями заведуют разные административные органы. К примеру, контроль за сельскохозяйственными наделами осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
  5. Порядок проведения контрольных мероприятий определяется Правительством РФ и содержит в себе такие этапы, как составление акта проверки и вынесение решения о назначении наказания или в отказе от использования такой меры.
  6. На исправление обнаруженных нарушений, владельцу территории отводится определенный срок, в зависимости от сложности и объема требующихся исправлений. Если в течение 30 дней с момента вынесения предписания, нарушения не были исправлены, то надел может быть изъят и реализован в процессе торгов.
  7. Независимо от исправления правонарушений, виновное лицо, по результатам проверки и при обнаружении недостатков в эксплуатации земель, привлекается к ответственности в виде штрафных санкций.
  8. Виновное лицо, вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить предписание надзорного органа и аннулировать наложенные штрафные санкции.
Читайте также:  Как взять кредит через кредитного брокера и не попасть на деньги?

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по муниципальному земельному контролю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Игорь. Я являюсь собственником земельного участка и недавно обнаружил, что через мою территорию устроен водоотвод со стороны соседнего надела, на котором возводится очередное административное здание.

Я обратился в муниципалитет с жалобой по этой проблеме, и через несколько дней на мою территорию прибыла комиссия для проведения надзорных мероприятий.

В результате оказалось, что виновным лицом являюсь я, поскольку не принял мер для ликвидации последствий, и это привело к размытию почвы. Сейчас власти выписали мне штраф и предписание. Если я не исправлю нарушение, то участок изымут.

Подскажите, что делать в такой ситуации, и могу ли я привлечь к ответственности администрацию?

Ответ: Здравствуйте, Игорь. В ст. 72 ЗК РФ действительно описываются такие мероприятия, как изъятие и реализация с аукциона земельного надела, однако, это возможно в том случае, когда вы в течение 30 дней не исполнили предписания об устранении правонарушений.

Второй важный момент в вашей истории – это вопрос установления вины. Поскольку вы обращались в административный аппарат с жалобой, то надзорный орган, прежде всего, проверит деятельность застройщика, а не ваш участок и его состояние.

Чтобы разобраться со сложившейся проблемой, вам потребуется подать жалобу на действие сотрудников муниципалитета и попросить рассмотреть вашу жалобу относительно действия соседа-застройщика повторно.

В том случае, если это не принесет желанных результатов, вы имеете полное право подать исковое заявление в суд с требованием аннулировать предписание администрации и призвать к порядку сотрудника городского самоуправления, нарушившего положение о муниципальном земельном контроле.

Список законов

  • Федеральный закон №234-ФЗ от 21.07.2014 года
  • Статья 72 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/municipalnyj-zemelnyj-kontrol/

Муниципальный земельный контроль

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельный надзор » Муниципальный земельный контроль

  • Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.
  • Земельное законодательство рассматривает не только права собственности физических, юридических лиц и государственных органов на определенные земельные территории, права и обязанности пользователей в сфере эксплуатации участков, но и выполнение определенных мероприятий по осуществлению оценки качества и состояния почвы, разработке мер по улучшению и защите земель, а также составлению учетных схем и планов, которые утверждают границы и административные пределы государственных земель.

Обратной стороной землеустроительных мероприятий является муниципальный земельный контроль, проведение которого предусматривается действующим законодательством. Государственный земельный контроль муниципального уровня призван выполнять основные задачи по контролю за соблюдением местными органами, физическими и юридическими лицами государственных норм и правил.

Поэтому каждый собственник, пользователь и владелец земельных участков дожжен знать, в чем заключается проведение земельного контроля, какие органы отвечают за его осуществление, а также в чем заключаются ключевые функции земельного контроля муниципального уровня.

Понятие муниципального земельного контроля

Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.

Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.

Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.

Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:

  • в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
  • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:

  • получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
  • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
  • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
  • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
  • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
  • составление учета муниципальных проверок земли.

Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие

Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.

Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:

  • соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель;
  • исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке;
  • предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков;
  • соблюдение целевого предназначения земель;
  • предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
  • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
  • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
  • расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
  • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
  • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
  • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.

Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:

  • представительного органа муниципального образования;
  • главы муниципального образования;
  • местных администраций.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.

Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.

Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:

  • при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
  • для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
  • в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.

Составление акта проверки муниципального земельного контроля

Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.

Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

  • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
  • учетный номер муниципального распоряжения;
  • инициалы лица, которое составляет документ;
  • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
  • данные о земельном участке;
  • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
  • подписи всех участников процесса проверки.

В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

Могут ли специалисты отдела местной администрации, осуществляя муниципальный контроль после составления акта проверки выдавать предписание об устранении нарушений законодательства обязательное к исполнению до рассмотрения и принятия уполномоченным органом постановления о привлечении к административной ответственности? Акт составлен по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.

1 КоАП. Какая норма закона обязывает юридическое лицо выполнить предписание специалистов муниципального контроля, если вина юрлица еще не установлена. Постановление о привлечении к адм. ответственности еще не вынесено. А после вынесения постановления о привлечении к адм. ответственности уполномоченный орган (Роскадастр) аналогичного предписания не выдавал и выдавать не собирается. Спасибо.

Андрей26.07.2019 12:25

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/municipalnyj-zemelnyj-kontrol.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector